Профилактика правонарушений

В настоящее время проблема общения с “трудными” детьми стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность “трудных” детей неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по Интернету или играют в компьютерные игры.

Если в былые годы “трудными” детьми становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 8-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: “трудный ребенок”.

В связи с этим, встают вопросы: “Что мы знаем о “трудных” детях? Почему они становятся “трудными” для нас?”

Очевидно, что мы, взрослые, не понимаем или не хотим их понять. Мы привыкли действовать стереотипно, подгоняя жизненные ситуации под привычный стандарт. Мы пытаемся воздействовать на них, а они постоянно воздействуют на нас, заставляя думать, подбирать нешаблонные решения и применять индивидуальный подход. Нередко эти встречные влияния приобретают конфликтный характер, и вопрос решается так: “кто-кого”. Приходится признать, что часто родители, педагоги и воспитатели, желая выиграть эту битву, пользуются силовыми методами (наказаниями, или административными взысканиями) и удаляют детей от себя, исключают или отталкивают. Оттолкнув же, вздыхают с облегчением, чувствуя себя “победителями”, но, безусловно, проигрывают детям и подросткам в духовно-нравственном и психологическом отношении.

Существует ли какой-то иной путь работы и общения с “трудными” детьми?

Чтобы найти другой способ духовного и психолого-педагогического взаимодействия с ними, прежде всего, надо понять, что “трудные” дети – это не просто дети, с которыми нам, взрослым, трудно, а это дети, которым трудно.

Им очень трудно жить среди нас, т.к. их душа “окрадена” любовью и добром со стороны взрослых, чаще всего родителей. Лишенная отцовской и материнской ласки, родительской поддержки и любви, детская душа не может развиваться нормально, она ослабевает, болеет, озлобляется и деформируется в греховном направлении. “трудный” ребенок – это, как правило, ребенок, в душе которого затаилось чувство сиротства и отверженности родителями. Ощущение своей беззащитности и оставленности формирует в сознании такого ребенка болезненный “комплекс неполноценности”, который требует выработки компенсаторных, защитных психологических реакций, направленных на самоутверждение.

Советы психолога И.В. Яковлевой

·         Гармонизация эмоциональной сферы

Занятие «Как справиться с плохим настроением»

Вступительное слово: Здравствуйте уважаемые участники нашего занятия, здравствуйте уважаемые гости. Сегодня здесь мы собрались, не только чтобы поднять себе настроение, но и для того, чтобы просто научиться его поднимать. 

С вами сегодня будут работать педагог социальный Марина Васильевна, и я педагог-психолог Ольга Александровна.

Перед тем как преступить к упражнениям, хотелось бы, чтобы вы ознакомились с карточками в которых описаны правила поведения на нашем занятии (зачитываются правила в слух педагогом-психологом);

1. Ритуал приветствия «Как тебя зовут»

Учащиеся пишут на листке бумаги то имя, которым они хотели бы сегодня называться. Листочки закрепляют себе на груди

2. Какого я цвета?

Дети группы образуют круг. — Я предлагаю начать сегодняшний день с того, что каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния… Теперь расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течение утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда, — и с чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас, и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали.

4. «Чувствую-себя-хорошо»

— Назовите 5 ситуаций, вызывающих ощущение: «чувствую-себя-хорошо». Воспроизведите их в своем воображении, запомните чувства, которые при этом возникнут. Теперь представьте, что вы кладете эти чувства в надежное место и можете достать их оттуда, когда пожелаете… Нарисуйте это место и назовите эти ощущения.

Краткое обсуждение выполнения задания.

6. Расслабляемся

Необходимо стать в круг и повторять движения за психологом. Предлагают простые способы расслабления 1)максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их; 2) повертеть головой; 3) вибрировать поочередно сначала правой рукой, потом левой, потом правой ногой, потом левой, потом все вместе.

— Сядем поудобнее. Спина расслаблена, опираемся на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлить их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи, а выдыхая — до девяти. Можно и не считать — смотря как легче. Начнем.

Вверх по радуге

Детей просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что, вдыхая, они взбираются вверх по радуге, а выдыхая — съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется 3 раза. После этого делятся впечатлениями. «Умение слушать»

Участники группы сидят в кругу.

Инструкция: Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря. Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение… Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней до макушки. Вы сидите на стуле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг: какие вас окружают цвета, звуки, запахи… Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние, какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу. Сделайте это…

А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытым.

7. Мусорное ведро

Участникам показывают иллюстрацию, где изображено мусорное ведро, и просит детей объяснить, что, по их мнению, символизирует мусорное ведро. Детям предлагается нарисовать на бумаге мусорное ведро. Психолог направляет дискуссию таким образом, чтобы каждому участнику представилась возможность выбросить что -то из своей жизни, и предлагает детям представить, что они что-то выбрасывают за ненадобностью. Это может быть человек, какой-нибудь предмет, место или чувство. Изобразить это надо так, как будто оно падает с руки в мусорное ведро.

Дети описывают негативные моменты своей жизни так, как они изобразили это на картинке. Комментируя и задавая вопросы, они изучают выбор каждого. Психолог помогает группе идентифицировать свои чувства и общие темы. Для одних это может быть вполне реальное разочарование, например от бесполезного подарка. Другие будут описывать абстрактные понятия, такие как ненужные взаимоотношения.

9.Рефлексия:

1. Понравился ли вам тренинг и чем?

2.Изменилось ли ваше настроение, и какого цвета оно сейчас?

Прощание: показ презентации и ритуал прощания (каждый пожимает друг другу руки и говорит: «До скорой встречи, было очень приятно с тобой работать!»)

·        Рекомендации педагогам, работающим с учащимися с отрицательными качествами личности.

 

1. Выявление у подростка качеств, способностей, умений, которые могут получить положительную оценку в коллективе, и всяческое их развитие.

2. Привлечение учащегося к общественной работе, периодическая отчетность его перед коллективом и оценка коллективом его усилий.

3. Оказание помощи в установлении дружеских отношений в школе и вне ее.

4. Постепенное усложнение учебных и общественных заданий по содержанию и объему, поощрительная оценка достигнутых учащимся успехов.

5. Систематическое поощрение за успехи.

6. Постепенное приучение к правильному отношению к критике.

7. Направление на психоневрологическое обследование, лечение нервных, психических и соматических отклонений.

8. При наличии каких-либо внешних недостатков у учащихся /полнота, веснушки, близорукость и др./ проведение в коллективе разъяснительной работы о недопустимости насмешек или иных форм третирования; решительная борьба с по¬добными проявлениями.

9. Вовлечение учащегося в общественную жизнь коллектива и индивидуальная работа.

10. Обязательное включение учащегося в группы личностного роста с целью развития способности к рефлексии, оценке и самооценке собственных поступков и поступков других значимых лиц.

11. Формирование способности и навыков самодисциплины и самоорганизации.

12. Поручение учащемуся не всегда интересных для него, но нужных для коллектива дел при постепенном их усложнении, обязательном осмыслении значимости сделанного для самовоспитания и саморазвития, т.е. нахождение личностных смыслов в социально значимых делах.

13. Эстетическое воспитание при особом внимании к эстетике одежды и поведения. И формирование потребности в объективной самооценке своих личностных и нравственных качеств, педагогическое руководство самовоспитанием и саморазвитием личности.

15. Формирование гуманистических отношения как условия реализации интересов, потребностей и возможностей каждого в деятельностном режиме.

16. Постепенное приобщение учащегося к руководству социально значимой работой.

17. Оказание подростку помощи в самовоспитании воли.

18. Организация систематических отчетов и самоотчетов учащегося как главного условия самовоспитания.

19. Осуществление мер нравственно-полового воспитания.

20. Привлечение подростка к различным мероприятиям по нравственно-правовому воспитанию и просвещению.

21. Привлечение учащихся к активному участию в общественной работе, особенно к выполнению дел, способствующих преодолению заносчивости, самоуверенности, эгоизма.

22. Привлечение учащегося к занятиям в кружках познавательного характера.

23. Систематическое оказание ему помощи в учебной и другой работе, в общении со сверстниками.

24. Обучение приемам самостоятельной умственной деятельности.

25. Проведение специальной работы по развитию памяти.

26. Обязательное привлечение учащегося к внеклассной работе /участие в кружках, секциях и др./

27. Выявление трудностей, которые испытывает учащийся при овладении специальными умениями и навыками, система¬тическое оказание ему помощи в процессе индивидуальной работы.

28. Организация индивидуального шефства со стороны старшеклассников, учителей, родителей, приобщение учащегося к активному участию в жизни школы, классного коллектива, семьи

29. Приобщение подростка к участию в добрых делах для ровесников, младших, больных и стариков.

30. Оказание учащемуся помощи в разработке программы самовоспитания и в ее реализации.

31. Систематическое физическое воспитание

 

Архивы