Правовая защита

Правовая защита

        Чаще всего сложности возникают при реализации прав на реабилитацию и образование детей с особенностями в развитии.
Для нормального развития особого ребенка в первую очередь необходима организация полноценного функционирования и взаимодействия
основных сторон его бытия: жизни в семье, медицинского обслуживания,
образования, реабилитации.

         В развитии любого ребенка исключительно важную роль играет познавательная деятельность, реализующаяся в образовании. За словом «образование», по сути, стоит весь жизненный мир ребенка за пределами семьи– мир, где он удовлетворяет свои основные социальные потребности. Именно образование является основным способом социализации в период детства и взросления.Если речь идето ребенке или молодом человеке с нарушениями или особенностями развития, испытывающем вследствие этого трудности в обучении, его образование должно сопровождаться реабилитацией (абилитацией). При этом реабилитация, разумеется, не должна подменять собою образование, но должна быть поддержкой образования, обеспечивать возможность его получения.
В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации гражданам России гарантируется общедоступность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Согласно статье 5 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1, гражданам Российской Федерации гарантируется возможность
получения образования независимо от состояния здоровья.  Каждое лицо с ограниченными возможностями здоровья имеет  право выбора формы организации образовательного процесса: интегрированной в общеобразовательном учреждении – либо иной, в том числе в специальном (коррекционном) образовательном учреждении (классе,группе). В пункте 3 статьи 18 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено: «Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа»

Получение такими лицами среднего специального и высшего профессиональногообразования регулируется следующими актами:

  • Закон от 10 июля 1992 г. № 3266-1«Об образовании»;
  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальнойзащите инвалидов в Российской Федерации»;
  • Письмо Мин образования РФ от 25 марта 1999 г. № 27/502-6 «Об условиях приема и обучения инвалидов в учрежденияхвысшего профессионального образования»;
  • Письмо Рособрнадзора от 23 июня 2005г. № 01-274/08-01 «О приеме детей инвалидов, инвалидов I и II групп в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования в условияхучастия в эксперименте по введению ЕГЭ»;
  • Письмо Рособрнадзора от 21 февраля 2006г. № 01-100/08-01 «Об участии в ЕГЭ отдельных категорий выпускников»;
  • Приказ Минобразования РФ от 9 декабря 2002 г. № 4304 «Об утверждении порядка приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) Российской Федерации».

В системе образования функционируют различные виды учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической имедико-социальной помощи. В Законе ониобъединяются под названием центров психолого-медико-социального сопровождения – ПМС-центров. Также существуют городские психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), которые становятсяинстанцией, обеспечивающей каждому лицу с ограниченными возможностями здоровья право на образование по оптимальному для него образовательному маршруту. ПМПК наделяются функцией и организационно-экспертным ресурсом определения объемов и обеспечения необходимой специальной помощи такому лицу.

В соответствии со статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации и статьей 52 Закона РФ «Об образовании» право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей принадлежит родителям.

Законодательство

http://aupam.narod.ru/zakonodatelstvo.htm

Знакомим с книгой о правах ребенка. На нашем сайте вы прочтете несколько страниц и познакомитесь с оглавлением. Полностью ее можно прочитать здесь:

http://aupam.narod.ru/pages/deti/prava_osobogo_rebenka/page_01.htm

Права особого ребенка в России: как изменить настоящее и обеспечить достойное будущее

        Права особого ребенка в России: как изменить настоящее и обеспечить достойное будущее. Руководство для родителей, социальных адвокатов, работников системы образования и сферы реабилитации. Настоящее руководство продолжает серию книг, обобщающих опыт правовой группы Центра лечебной педагогики (Москва). Книга предназначена, с одной стороны, родителям – чтобы они не только научились отстаивать права своих детей, но и смогли воспользоваться полученным опытом для организации их подростковой и взрослой жизни. С другой стороны, руководство принесет пользу работникам всей социальной сферы – людям, чье небезразличие к судьбам детей-инвалидов и профессиональные знания помогут изменить положение этих детей в России. Читатель узнает о том, как в рамках существующего законодательства реализовать права детей с нарушениями развития, чтобы они получили образование, профессию, работу – все, что нужно для достойной жизни.

 

 

Архивы