Воспитание особого ребёнка
· Азы воспитания особого ребенка.
Главная задача воспитания – формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе.
Родители детей-инвалидов вначале не могут долго “отойти” от психологического шока, связанного с рождением ребенка с отклонениями. Затем, в некоторых случаях, они долго не могут внутренне согласиться с тем, что дефект может быть практически неизлечимым. Пройдя за первые годы жизни ребенка все доступные методы лечения, родители “остывают” к лечению, не приступив при этом к адаптации. К сожалению, большинство родителей в первые годы не уделяют должного внимания психическому развитию ребенка и формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни во взрослом периоде (с учетом специфики имеющегося дефекта). Упускаются наиболее драгоценные для развития психики первые годы жизни, когда формируются взаимоотношения ребенка с окружающей средой. Между тем, именно навыки самостоятельного существования определяют судьбу ребенка с особенностями развития в зрелом возрасте, тем более что родители “не вечны”.
Раннее развитие детей с отклонениями происходит с отставанием. Причем дети с замедленным умственным развитием физически тоже развиваются медленнее. Физические недостатки детей также затрудняют и замедляют развитие интеллекта.
Большинство родителей строят воспитание ребенка с отклонениями развития на принципах воспитания здорового ребенка, а именно, смягчения требований к нему в периоды острых или обострения хронических заболеваний. Следуя данному принципу, многие родители, имеющие детей с отклонениями развития, чрезмерно занижают предъявляемые к ним требования в течение всего детского. В итоге воспитания по типу сверхопеки – “ребенок-кумир” с чрезмерным обереганием ребенка и даже иногда с сокрытием его дефекта до определенного момента у большинства детей – инвалидов вырабатывается инфантильное отношение к окружающим и сверхэгоизм.
Когда ребенок с особенностями в развитии вырастает, проблема самостоятельности выступает на первый план, однако его личность уже бывает сформирована на принципах повышенной опеки, потакания слабости, низкой требовательности.
Этапы построения программы специального обучения и раннего стимулирования особых детей:
•Внимательно понаблюдайте за ребенком, чтобы оценить, что он может и чего не может в каждой области развития.
•Отметьте, какие вещи он только начинает делать или пока делает с трудом.
•Решите, какому новому навыку его нужно научить или какое действие нужно поощрять, чтобы использовать те навыки, которые у него уже имеются.
•Разделите каждый новый навык на маленькие ступени – на такие действия, которые ребенок может освоить за один – два дня, после чего переходите к следующей ступени.
Родителям необходимо помнить следующее:
•не ожидайте слишком многого сразу.
•Будьте реалистами.
•Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше.
•Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает.
Общие рекомендации по оказанию ребенку помощи в развитии:
•Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, не вышло, в другой раз получится”.
•Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
•Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
•Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.
•Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
•Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
•Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
•Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, игрушки и т.д.
•Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка – важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
•Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это – “золотое правило реабилитации”. Для развития полезнее, если вы дадите ему возможность сделать это самому, – поддерживая и поощряя, и помогая лишь теми способами, которые позволяют ребенку по мере сил самому себя обслуживать.
Роль семьи в воспитании особого ребенка
«Особыми» называют детей с врожденным или приобретенным заболеванием, проявляющемся в недоразвитии психики и главным образом отражающемся на интеллектуальных способностях.
Родители, узнав такой диагноз, сначала не верят в то, что их ребенок болен, надеясь на врачебную ошибку. Часто их терзает вопрос «Почему это случилось именно с нашим ребенком?». Они переживают боль, страх, тревогу, разочарование. На первом этапе перед родителями особого ребенка стоит задача по принятию его таким, какой он есть. Необходимо понимать, что многие ожидания, связанные с будущим ребенка, могут не оправдаться.
Важно, чтобы родители особых детей поддерживали друг друга на этом этапе, сплачивались перед лицом болезни.
Правильное воспитание ребенка в семье возможно лишь при условии, что родителям удается сохранять ровное эмоциональное состояние в этой сложной ситуации. Важную роль для развития ребенка играют такие факторы как постоянное общение, развивающие игры, музыка. Особые дети должны получать возможности для умственного и физического развития во всех областях, они гораздо больше нуждаются в родительской помощи и поддержке, чем дети с обычным уровнем интеллекта. Хвалите ребенка, разговаривайте с ним ласково, разделяйте его радость, придумывайте ему награды за хорошо выполненные задания. Успех воспитания и обучения ребенка напрямую зависит от отношения к нему родителей.
Семья играет также важную адаптивную роль. Необходимо понимать, что судьба ребенка, имеющего особенности интеллектуального развития, сильно зависит от развития у него навыков самообслуживания. Самой частой ошибкой домашнего воспитания является стремление родителей дать ребенку как можно больший объем знаний, вместо того, чтобы сначала обучить его простейшим навыкам самообслуживания.
Домашнее воспитание имеет огромные плюсы – особый ребенок не испытывает стрессов из-за лишения его общества родителей, эмоциональных контактов с ними. Однако не стоит забывать, что для развития ребенку необходимо общение и с другими детьми и взрослыми.
Не следует забывать о развитии моторики у особых детей. Таких детей обычно называют «моторно неловкими», этот термин включает в себя нарушение осанки, отсутствие пластичности, плохую координацию движений. Иногда не удается научить ребенка правильно держать ложку, прыгать через веревку, но этот же ребенок через какое-то время поражает способностью к сложным ритмическим танцам или ловкостью в бросании мяча. Процесс обучения детей каким-либо навыкам труден и занимает подчас много времени. Но при правильном подходе и ласковом, терпеливом отношении, особые дети показывают прекрасные результаты. Движение формируется в первую очередь по подражанию, поэтому будьте готовы выполнять все упражнения вместе с ребенком, поддерживая и направляя его. На этом этапе большая роль принадлежит занятиям ритмикой.
Помните, что стиль воспитания особого ребенка должен быть коррекционным – то есть направленным на преодоление имеющихся нарушений и предотвращение возникновения нарушений в дальнейшем.
· Если у ребенка проблемы со зрением…
Опытом воспитания делится мама особого ребенка
Играем и занимаемся дома
Всех нас связывает одна общая тема — воспитание наших особых детей. Моя четырехлетняя дочь Ангелина с рождения не видит—у нее есть только светоощущение. Однако ее жизнь интересна и разнообразна: Ангелина рисует, лепит, нанизывает бусы, катается на велосипеде. Стоит только немного подумать, как правильно донести до ребенка информацию.
В нашем городе нет специализированного детского сада для детей с нарушениями зрения, поэтому воспитание и дошкольное образование Ангелины полностью лежит на мне, моем муже, бабушках и дедушке. И мы стараемся предоставить нашей дочке все возможности для полноценного развития. Я хочу рассказать читателям журнала «Седьмой лепесток», как можно играть и заниматься с ребенком с нарушениями зрения дома.
Если у ребенка есть остаточное зрение или светоощущение
У моей дочки есть светоощущение, поэтому все игрушки я с младенчества обклеивала подарочной оберточной бумагой — такой, которая при попадании лучей света давала блик, заметный для глаз.
В магазине «Спорттовары» продаются маячки для велосипеда — приобретайте сразу несколько, разных цветов. С ними можно не только играть, но и заниматься — называйте и показывайте маячки, пока ребенок не запомнит цвета. Впоследствии показывайте ребенку маячок и просите малыша назвать его цвет.
Сейчас на полках магазинов широкий ассортимент флуоресцентных (светящихся) товаров. Можно купить и флуоресцентную бумагу, и флуоресцентный клей, а также пластилин, фломастеры, краску, линейки разной формы и цвета, картон. Какой простор для творчества! Проявите фантазию: лепите из флуоресцентного пластилина, рисуйте фломастерами и красками вместе с ребенком. Не выбрасывайте эти поделки — разглядывайте их с малышом впоследствии, обязательно проговаривая цвета, побуждайте ребенка к диалогу! Также хорошим приобретением для таких деток станет ультрафиолетовая или люминесцентная лампа. Занятия с такой лампой следует проводить в помещении, в которое не поступают солнечные лучи (выберите самую темную комнату в квартире). Прекрасно подойдет ванная. Помимо ультрафиолетовой лампы вам понадобятся светящиеся яркие предметы (это могут быть фонарики разного цвета или даже мобильный телефон). Также необходим ис¬точник света, который позволит ребенку увидеть эти предметы.
Занятия в темной комнате
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА, которую мы ставим перед собой, проводя подобные занятия, — это научить ребенка пользоваться остаточным зрением или светоощущением, научить его улавливать источник света и реагировать на него. ПОМНИТЕ: занятия в темной комнате не имеют цели вернуть ребенку зрение или улучшить его. Но таким образом можно рас-ширять кругозор малыша, так как в условиях темной комнаты создаются высокие контрасты. Занимаясь в темной комнате, необходимо соблюдать следующие ПРАВИЛА:
— продолжительность занятий не
должна превышать 10-15 минут в день (если
ребенок маленький, лучше заниматься 2-3
раза в день по 5 минут);
— если вы работаете с ультрафиолетовой лампой, позаботьтесь о безопасности ваших глаз — наденьте солнцезащитные очки, не смотрите прямо на лампу;
— находясь в темной комнате, избегайте белой одежды — она «светится» в лучах ультрафиолетовой лампы и может отвлекать от занятий;
— будьте крайне осторожны и внимательны, если у вашего малыша в анамнезе есть судороги, если у него эпилепсия или повышенное внутричерепное давление. Длительность занятий у таких детишек не должна превышать 5-10 минут, следует избегать быстрого темпа! Такие детки должны заходить втемную комнату, когда один из световых приборов (лампа, фонарик) уже включены.
Итак, если к занятиям все готово, начнем! КАК МОЖНО ИГРАТЬ И ЗАНИМАТЬСЯ в темной комнате?
1. Посветите фонариком в глаза ребенку — сначала с одной стороны, потом с другой. Старайтесь уловить реакцию глаз: задерживает ли взгляд, замирает ли? Медленно отводите фонарик в сторону, наблюдайте, следит ли малыш за ним взглядом. Побуждайте сына или дочку комментировать ваши действия: «Расскажи, что я делаю» (если ребенок умеет говорить).
2. Поиграйте в «угадайку». Спросите малыша: «С какой стороны светит фонарик?» Не забывайте проговаривать все свои действия.
3. Занимаясь с ребенком, придумайте сказку или сюжет, которые интересно обыграют занятие.
4.Также в темной комнате можно учить или повторять геометрические фигуры:
— возьмите листы белой бумаги и наклейте на один из них квадрат, на другой — круг, на третий—треугольник. Фигуры должны быть из черной бумаги. Эти пособия следует подготовить предварительно. Занимаясь в темной комнате, попросите ребенка назвать фигуры, опираясь только на зрение;
— заранее вырежьте из белой бумаги разные геометрические формы. В темной комнате выкладывайте их на черный лист и просите ребенка назвать фигуру.
Развиваемся всесторонне
Помните: воспитывая ребенка с тяжелыми нарушениями зрения, надо стремиться развивать его всесторонне. Учите малыша пользоваться остаточным зрением или светоощущением, обращайте внимание ребенка на окружающий его мир.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ, которые могут вам помочь.
1. Находясь на улице, обязательно обращайте внимание малыша на время суток (день, утро, вечер) и на погоду (ярко светит солнце, на небе тучки).
2. Входя в темное помещение, включайте вместе с ребенком свет, выходя — выключайте.
3. Обращайте внимание малыша, включен свет или нет.
4. Избегайте ситуаций, когда ребенок смотрит прямо на солнце — это приводит к светобоязни и гибели светочувствительных клеток.
5. Следите за положением головы ребенка. Напоминайте, что голову и спину надо держать прямо.
Тактильная стимуляция
Купите контурный клей. Засыхая на листе бумаги, он становится твердым и легко ощущается пальчиками. А если клей будет флуоресцентным, то ребенок сможет не только потрогать свой рисунок, но и посмотреть на него в темной комнате! Малышам очень полезно ощупывать картон разной текстуры (бархатный, гладкий, рифленый, волнистый), а деткам с нарушениями зрения и подавно. А чтобы ребенку было весело и интересно, можно придумать веселую сказку. Например, такую.
Мышка бежала…
Жила-была мышка. Проголодалась она и решила найти себе еду. Бежала мышка по гладкой дорожке (проводим ручкой малыша по полоске гладкого картона — ее можно наклеить на лист бумаги). Потом свернула на прямую ребристую дорожку (ребристый картон), а затем — на волнистую дорожку из камня (наклейте мелкие камешки волнообразно на лист). Потом мышка добежала до бархатной дорожки (бархатная бумага), и в конце пути ее ждала награда — три кусочка сыра (наклейте на лист разные материалы треугольной, круглой и квадратной формы). Обыгрывайте все свои действия с игрушечной маленькой мышкой, опишите ее глазки, хвостик, усики, кожу. Листы с разными поверхностями можно сшить — у вас получится отличная тактильная книга! Чтобы ребенок мог держать ее правильно, наклейте внизу обложки кусочек тесьмы — тогда малыш сможет «читать» книгу самостоятельно. Если же вы будете предлагать ребенку отдельные листы картона, то отрезайте правый нижний угол картона или наклеивайте уголок в нижний правый угол — чтобы ребенок знал, как правильно взять в руки лист.
Развиваем и улучшаем память
Ребенку необходимо тренировать свою память. И это можно делать весело и непринужденно, в ежедневных играх и занятиях с сыном или дочкой. Например, на летнем отдыхе у моря собирайте вместе с ребенком камешки, ракушки, веточки и другие интересные природные материалы. Приехав домой, сделайте вместе с сыном или дочкой поделку из этих «сокровищ» (например картину).Уверяю вас, что ребенок, изучая эту поделку через некоторое время (может быть, даже через годы), вспомнит, где он был и что делал. Возможно, вы даже будете удивлены, когда малыш напомнит вам что-то, что вы уже забыли или чему не придали значения. Возьмите за правило из каждого места брать с собой что-то особенное (шишки, иголки — из леса, ракушки, песок — с морского побережья).
Творчество
Мы с Ангелиной рисуем пальчиковыми красками — я стараюсь выбирать люминесцентные, ароматизированные. Я стараюсь, чтобы каждый цвет рождал какую-либо ассоциацию—так ребенку с нарушениями зрения легче их запоминать. Например, желтую краску я ставлю перед занятием в теплую воду. Когда она прогревается, мы с дочкой рисуем солнышко — оно нас греет, оно теплое. Белую краску, напротив, поставим в холодное место — будем рисовать снеговика. Таким образом, у ребенка откладывается понятие о цветах, ему их легче запомнить.
Развитие мелкой моторики
Существует множество игр и занятий на развитие мелкой моторики. Однако и привычные бытовые действия можно превратить в развивающие упражнения! Читая книгу ребенку, просите его переворачивать страницу. Учите сына или дочку манипулировать различными предметами (полотенцем, расческой, чашкой). Помимо развития мелкой моторики, это помогает ребенку стать самостоятельным, учит его справляться с бытовыми трудностями.
Массаж пальчиков
Возьмите большую чашку и насыпьте в нее по полкилограмма фасоли, гороха и риса, а затем спрячьте внутри игрушку или небольшой предмет. Попросите ребенка найти «клад» — получится одновременно увлекательная игра и эффективный массаж пальчиков. Хорошо расслабляет и успокаивает чечевица (необходимо взять около 3-4 кг).
Восприятие окружающего мира и пространства
Учите ребенка ориентироваться в таких понятиях, как лево — право, вверх — вниз, впереди — сзади (а затем формируйте более сложные представления, такие как «слева направо», «сверху вниз»). Для этого можно использовать сделанные самостоятельно или готовые пособия. Учите ребенка распознавать и применять в играх и в быту такие понятия, как верхний — нижний (левый — правый) угол и т.п. Вы очень облегчите своему малышу школьную жизнь, если как можно раньше научите его ориентироваться в собственном теле и окружающем его пространстве (например, диван ближе к ребенку, чем телевизор, а стол дальше, чем кресло).
Постоянно обращайте внимание ребенка на свойства и качества окружающих его вещей, а именно:
— на температуру (холодный сок, теплый чай, горячее молоко);
— на характер поверхности (гладкая, неровная, шершавая, волнистая и т.п.);
— на материал, из которого сделан тот или иной предмет (бумага, ткань и т.п.);
— ходите по разным покрытиям и учите ребенка распознавать их подошвами ног (ковер, кафельный пол, паркет, опавшие листья).
Развитие слухового восприятия
Сделайте ребенку так называемые шумовые цилиндры (можно использовать банки из-под кофе или детской молочной смеси). Поместите в них разные предметы или материалы (крупы, камушки, стеклянные шарики — все, что угодно!). Демонстрируйте малышу цилиндры — так он будет запоминать звучание различных предметов. Можно сделать для каждого цилиндра пару и, дав послушать ребенку звучание одного, просить его найти на слух другой такой же.
Также учите ребенка:
— определять направление звука
(далеко — близко);
— узнавать голоса животных («кто как говорит»);
— различать голоса и интонации людей (мужчина — женщина, мальчик — девочка).
Развитие обоняния
Просите ребенка по запаху определить, какой перед ним продукт или вещество (чай, кофе, хлеб, духи, мыло, зубная паста). Находясь в магазине вместе с ребенком, обратите его внимание на то, что у каждого отдела «свой запах» (витрина с рыбой, лот¬ки с хлебом, стеллажи с бытовой химией, парфюмерный отдел и т.п.). Впоследствии можно просить сына или дочку определить по запаху, какой отдел вы проходите.
Развитие навыков самообслуживания
Обязательно учите ребенка:
— самостоятельно пить из чашки;
— есть с помощью ложки и вилки;
— мыть руки и лицо;
— вытирать нос без указания взрослого;
— одеваться и раздеваться самостоятельно. Для того чтобы малыш мог
правильно надеть колготки или трусики,
пришейте впереди маленькую пуговичку.
Ребенку легче будет надеть вещь, так как
он будет знать, что пуговка пришита на
лицевой стороне, а не с изнанки.
Коммуникация — учим ребенка общаться
Учите своего ребенка:
— выполнять правила игры, ведущим которой является взрослый;
— ждать своей очереди в игре;
— говорить «спасибо», «пожалуйста» (к месту), здороваться и прощаться.
Не забывайте о том, что ваш ребенок, несмотря на его особенности, также, как и другие дети, хочет бегать, прыгать и играть. Для осознанного движения нужна безопасная площадка, где малыш сможет свободно бегать, не рискуя получить травму. Большое удовольствие может доставить вашему ребенку бассейн. Не запрещайте сыну или дочке общаться с другими детьми — как с ровесниками, так и с теми, кто старше или младше. Не стоит чрезмерно опекать ребенка, позволяйте ему проявлять самостоятельность и инициативу.
Источник: Седьмой лепесток.-. 2010.- №3. – 24 с.